Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ.
В детском саду созданы условия, которые необходимы для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под развивающей
предметно-пространственной средой понимают определенное пространство,
организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное
для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде,
физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание
развивающей предметно-пространственной среды включает в себя
обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его
субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными,
побуждающими к самовыражению средствами.
1. Требования ФГОС ДО к развивающей предметнопространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или
находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации
Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для
него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется
образовательная
деятельность;
учет
возрастных
особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ содержательнонасыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная,
доступная и безопасная.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей
и содержанию реализуемой Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в
том
числе
расходным
игровым,
спортивным,
оздоровительным
оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация
образовательного
пространства
и
разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное
пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для
движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства обеспечивает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов обеспечивает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм
и т.д.;
• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не
обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том
числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в
детской игре).
4) Вариативность среды обеспечивается через наличие в ДОУ и группах
различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость
игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды обеспечивается через доступность для
воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ) и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с
ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и
оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивается
через соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том
числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные),
игровое,
спортивное,
оздоровительное
оборудование,
инвентарь,
необходимые для реализации Программы.
2

2.Особенности организации предметно-развивающей среды.
2.1. Основные требования к организации среды
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых
специальных требований к оснащению развивающей предметнопространственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо
требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии
финансирования, программа может быть реализована с использованием
оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное,
соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации
пространства, обозначенные в программе.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
дошкольной
организации:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
2.2 Основные принципы организации среды.
Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасно,
здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель
соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают
максимальный для каждого возраста развивающий эффект.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
насыщенная,
пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и
самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского
возраста.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон
(«центры», «уголки», «площадки»), оснащенные большим количеством
развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,
развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать
интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает
возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии
планированием образовательного процесса.
3

с

тематическим

В качестве центров выступают:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей
– конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда выступает как
динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При
проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая»
(статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей
функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом
принцип динамичности — статичности касается степени подвижности
игровых пространств, вариантности предметных условий и характера
детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и
постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности,
привычности, особенно если это касается мест общего пользования
(библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным
материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет,
поэтому педагоги каждый раз обновляют игровую среду (постройки,
игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и
решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому
разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное
воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся
игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, кубы, стулья.
Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку
взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность
в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

4

Развивающая предметно-пространственная среда групп обеспечивает
доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на
участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений,
участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с
природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда организована как
культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на
детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей,
предметы старинного быта и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для
обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в
детском саду располагающяя, почти домашняя, в таком случае дети быстро
осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения
детского сада, предназначенные для детей, оборудованы таким образом, что
ребенок чувствует себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно,
где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды
дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое
положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые
ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию
напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком
возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды для развития самостоятельности.
Среда в группах вариативная, состоит из различных площадок
(исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек,
игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному
желанию. Развивающая предметно-пространственная среда в группах
меняется в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один
раз в несколько недель.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития игровой деятельности.
Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно
обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей.
Игровое оборудование разнообразно и легко трансформируемо. Дети имеют
возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.
Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование имеют и родители.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития познавательной деятельности.
Среда в группах насыщенная, предоставляет ребенку возможность для
активного исследования и решения задач, содержит современные материалы
(конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для
экспериментирования и пр.)
5

Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития проектной деятельности.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, в группах имеется
большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и
ближайшее окружение — важные элементы среды исследования,
содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в
совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей
Особенности организации предметно-пространственной среды для
самовыражения средствами искусства.
Образовательная среда обеспечивает наличие необходимых материалов,
возможность заниматься разными видами деятельности: живописью,
рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием,
актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по
дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
физического развития.
Среда стимулирует физическую активность детей, присущее им желание
двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр,
в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и
спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет условия для
развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях)
трансформируемо (меняется в зависимости от игры и предоставляет
достаточно места для двигательной активности).
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства
уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и
использовать
свои
способности,
стимулировать
проявление
им
самостоятельности, инициативности, творчества.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».