Психолого-педагогические условия.
10.03.2023
В работе нашего дошкольного учреждения мы
определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему
профессиональной деятельности, направленную, прежде всего на создание
социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития
ребенка на каждом возрастном этапе.
Психолого-педагогические условия
реализации ФГОС ДО:
-
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки
-
Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
-
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности
-
Защита детей от всех форм физического и психического насилия
-
Использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями
-
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми
-
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность
Целью психолого-педагогического
сопровождения в нашем ДОУ является создание психолого – педагогических
условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его
возрастных и индивидуальных возможностей, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников ДОУ.
Задачи психолого – педагогического
сопровождения:
·
охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
·
анализ социальной ситуации развития в детском саду, выявление основных
проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения,
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического
климата.
·
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
·
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
·
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Работа по обеспечению психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса проводится:
• с воспитанниками;
• с воспитателями и педагогами;
• родителями.
Основные направления работы по обеспечению
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
1. Профилактическое направление.
Здесь мы предупреждаем возникновение
явлений дезадаптации воспитанников, разрабатываем конкретные
рекомендации педагогическим работникам, родителям (законным
представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Это в основном происходит во время
адаптационного периода, где мы знакомим родителей с организацией жизни
малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной
программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков
самообслуживания, с особенностями адаптационного периода.
2. Диагностическое направление.
Здесь мы как бы решаем две задачи:
1. Диагностика состояния воспитания
ребенка в семье. Здесь учитываются условия, в которых растет и развивается
ребенок, социальное положение семьи.
2. Оценка индивидуального развития детей,
которая организуется в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Это делается
для индивидуализации образования (профессиональной коррекции особенностей
развития ребенка) и для оптимизации работы с группой детей
3. Консультативное направление.
Помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются
участники образовательных отношений.
4. Развивающее направление.
Формирование у воспитанников потребности в
новых знаниях, возможности их приобретения и реализации в деятельности и
общении, учитывая 5 направлений дошкольного образования:
• социально – коммуникативное
• познавательное
• речевое
• художественно – эстетическое
• физическое
5. Коррекционное направление.
Обеспечивает коррекцию нарушения развития
различных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,
оказание им квалифицированной помощи
6. Просветительско-образовательное
направление.
Обеспечивает предоставление информации о
работе ДОУ семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную
деятельность, а также широкой общественности.