Развивающая предметно-пространственная среда
10.03.2023
Образовательная среда – совокупность условий,
целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и
развития детей.
Развивающая предметно-пространственная
среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,
участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Развивающая предметно-пространственная
среда МБДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая
предметно-пространственная среда групп, участков обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе
детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая
предметно-пространственная среда групп и участков обеспечивает:
·
реализацию образовательной программы МБДОУ;
·
организацию инклюзивного образования и необходимые для него условия;
·
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная
среда в МБДОУ содержательно насыщенная, трансформируемая,
полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
1) Насыщенность среды соответствует
возрастным возможностям детей и содержанию реализуемой программы.
Образовательное пространство групп,
участков оснащено средствами обучения (в том числе техническими),
соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии ссодержанием
Программы).
Организация образовательного пространства
и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)
обеспечивают:
·
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в
том числе с песком и водой);
·
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
·
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением;
·
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства дает
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей.
3) Полифункциональность материалов обеспечивает:
·
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
·
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных
для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды осуществляется
через:
·
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
·
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
5) Доступность среды обеспечивается
через:
·
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
·
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной
среды заключается в соответствии всех её элементов требованиям по обеспечению
надёжности и безопасности их использования.
Организация развивающей среды в МБДОУ с учетом ФГОС
построена таким образом, что дает возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня
активности.
Среда регулярно обогащается элементами, стимулирующими
познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организована так, что
каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение
оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединяться
подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд,
театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие
познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и
игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы
-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой
выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления
коллекций.
В группах имеются необходимые материалы, учитывающие
интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков имеются
инструменты для работы с деревом, девочкам – для работы с рукоделием.
Для развития творческого замысла в игре для девочек
имеются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки,
зонтики и т. п.; для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования
и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Имеется большое количество подручных материалов (веревки, коробочки,
проволочки, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения
различных игровых проблем).
В группах детей старшего дошкольного возраста
так же есть различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой:
печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами,
настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы,
отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности,
фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
В оборудовании старших дошкольников являются
необходимые материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и
познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные
издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран,
детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и
образовательная среда становится основой для организации увлекательной,
содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Развивающая предметная среда является основным
средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и
социального опыта.